Колыбельные песни являются не только кодом… - Мое Чадо - Каталог статей - BezDoz.Ru

DirectAdvert

Меню

Vkontakte

Гнездо.ру

Главная



| RSS


BezDoz.Ru


Воскресенье, 04.12.2016, 13:18
Главная » Статьи » Мое Чадо

Колыбельные песни являются не только кодом…
Колыбельные песни являются не только кодом…

Колыбельные стихи из «мира детей» и «мира взрослых»

Учёные насчитали более 500 авторских колыбельных стихов, авторами которых являются выдающиеся русские поэты. Свои колыбельные стихи есть у Шишкова, Жуковского, Лермонтова, Плещеева, Цветаевой, Брюсова, Блока, Майкова, Гумилева, Набокова, Бродского и многих-многих других. Не счесть хороших колыбельных и у знаменитых детских поэтов: Хармса, Маршака, Усачёва, Токмаковой и Аким – всех не перечислить! И современные поэты очень часто обращаются к жанру колыбельной: многие любимые нынче мамами колыбельные песни и стихи на ночь были написаны для кинофильмов и мультфильмов. И у каждой современной звезды эстрады, бардов, и даже рок-исполнителей найдётся в репертуаре колыбельная песня (есть колыбельные у Высоцкого, Башлачёва, Розенбаума, группы «Ногу свело», у Тани Булановой, Анжелики Варум и Полины Гагариной). Выходит, что авторская колыбельная – это непрерывный жанр в истории русской литературы? И если литературоведческая наука обделяет вниманием этот феномен, то психологи и педагоги более внимательно изучили этот вопрос и могут помочь родителям в выборе песен для своего ребёнка, и объяснить чем авторские колыбельные песни и стихотворения отличаются от фольклорных и оценить их пользу для психики малышей.
Колыбельные стихи известных поэтов

Если с народными колыбельными всё более-менее понятно, то литературные колыбельные – неотделимы от творческого мироощущения их авторов. Когда колыбельные адресуются непосредственно детям, то это есть, по сути, - хорошие детские стихи. И в сокровищнице мировой поэзии таких стихов немало. Стиль и даже характер автора заметин в этих произведениях. Например, шуточная колыбельная Саши Чёрного:

Толстый серый слон-слон
Видел страшный сон-сон,
Как мышонок у реки
Разорвал его в клочки:

А девочкам, дин-дон,
Пусть приснится сон-сон,
Полный красненьких цветов
И зелененьких жучков

Или явное «хулиганство» Даниила Хармса:

Баю-бай, да баю-бай,
Ты-ко спи да засыпай!
Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Комар воду возил,
В грязи ноги увязил.
Его мухи выдирали,
Живот, сердце надорвали.

Такие стихи, вовсе не пугают детей, а смешат, но истоки колыбельных «страшилок», всё же, народные, вот например, английская, в переводе С. Маршака:

Баю-баю, детки
На еловой ветке.
Тронет ветер нашу ель –
Закачает колыбель,
А подует во весь дух –
Колыбель на землю бух.

Вообще авторские колыбельные стихи очень часто идут от фольклора, воссоздавая и преумножая сказочные, игровые обстоятельства малышовой жизни. Это было очень свойственно, например, замечательной поэтессе Елене Благининой:

У кота-воркота
Шерстка – бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш коток-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется…
Уж коту-воркоту
И достанется:
Будут гладить-
миловать,
Спать положат
на кровать

В авторских колыбельных домашнее тепло и тишина песнях нередко противопоставлены законному миру, в котором не все и не всегда благополучно. В стихах часто прогнозируют будущее ребёнка всерьёз, как у Лермонтова:

Сам узнаешь, будет время, бранное житьё
Смело вденешь ногу в стремя и возьмёшь ружьё.

Или в шутку, как у Евгения Евтушенко:

Потише-ка, потише-ка,
Усни ты, мой детишечка.
Себе приснись ты дедушкой
За ласковой беседушкой,
Когда поешь ты баюшки
Внучонку вместо бабушки

Авторы желают детям самой лучшей жизни и волшебных снов, как, например, Владимир Высоцкий:

И надежно заглушён
Ночью улиц гул.
Пусть тебе приснится сон,
Будто ты уснул.
Мир внизу, а над ним
Ты легко паришь
Под тобою древний Рим
И ночной Париж.
В чём польза колыбельных стихов?

Итак, если со стихами для детей всё понятно, то есть множество колыбельных, написанных скорее о детях, нежели для детей и мало доступных пониманию ребенка: это песни исторического содержания, религиозного, или описывающие скорее «мир матери», чем «мир ребёнка», её переживания, настроения. Вспомните, например, песню в исполнении Булановой, где мама, обращаясь к сыну, в колыбельной рассказывает о своем одиночестве. Есть и такие колыбельные стихи, в которых описаны очень личные переживания автора, или просто красивые стихи о ночи. У всех колыбельных стихов есть, как правило, сходство: все сложные предложения разделены на простые, есть повтор одних и тех же слов. Немецкие учёные в ходе ряда экспериментов выяснили, что запись народных колыбельных песен имеют успокаивающий и лечебный эффект, гораздо более сильный, чем авторские колыбельные. Поэтому, в первые годы жизни ребёнка ему лучше всего петь фольклорные песни. Детям постарше необходимы колыбельные песни и стихи самые разные, чтобы ребёнок видел образы, запоминал слова, развивал память, речь и фантазию. Вы спросите, стоит ли развлекать ребёнка перед сном, не будут ли мешать его засыпанию рассказываемые стихи и нагруженные смыслом песни? Стоит. Ведь дети постарше реагируют уже не только на мамин голос, но и на сам ритуал. Чтение стихов на ночь, успокаивает ребёнка и готовит ко сну. Естественно не надо декламировать колыбельные стихи громко и с выражением, ведь это всё-таки колыбельные. Детям можно пропивать и читать любые хорошие стихи, а не только объявленные автором, как колыбельные. Что даёт это малышу? Мелодика стихотворения, ритма, упорядоченность рифмованного текста, буквально магическим образом действуют на малышей. Они очень чутко воспринимают ритм и рифму поэтического текста.

Любые стихи развивают внимание и восприятие, благодаря эмоциональному наполнению, которое в стихотворениях всегда присутствует в избытке. Ребёнок получает эмоциональный опыт, соединяет свои впечатления со словами. Именно поэтому мы часто не помним стихи из школьной программы, выученные нами сознательно, но почти каждый человек, помнит стихотворения и колыбельные песни из своего детства.
Надо ли объяснять непонятное?

Можно ли читать детям колыбельные стихи и петь песни из взрослого репертуара? Психологи утверждают, что нужно и даже необходимо. Порой совершенно непонятное слово может нарисовать в голове малыша сильные и глубокие поэтические образы. Известный литературовед и поэт О.Н Михайлов так описал спои детские впечатления: "Больше всего просторы для моего воображения давали не понятные, а «странные» фразы и стихотворения. То были случаи искаженного восприятия поэтического текста, который скороговоркой выпевал отец:

И колокольчик – дар Валдая
Звенит уныло под дугой

Сколько странных, необъяснимых ощущений вызывала эта воспринимаемая мною как в игре «испорченный телефон» строка!...» И когда взрослые объяснили, что слова «дарвалдая» нет и быть не может, то мальчик был очень разочарован. Очень похожие воспоминания и у Марины Цветаевой: «Когда мать не спрашивала – я отлично понимала, то есть понимать и не думала, а просто видела. Но к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятными». И подобные фантазии, которые появляются на основе не слишком понятных стихотворений, свойственны не только особо талантливым от природы детям, но и практически всем дошкольникам. И эти первые детские фантазии просто необходимо хранит и лелеять! Замечательный детский поэт Вадим Левин считает, что «уже к младшему школьному возрасту многие дети утрачивают интерес к поэтическому слову и к поэзии и ограничиваются заимствованными из речи взрослых речевыми штампами».

Поэтому, чтоб не прививать ребёнку штампы, давайте разъяснения в том случае, если ребёнок этого попросит. Конечно, излишне впечатлительным и тревожным детям не стоит читать на ночь грустные, не слишком понятные стихи. Это может вызвать страх и тревожные сны. А если с малышом всё в порядке, то он с удовольствием послушает и о тяжёлой судьбе матери-казачки, и жалобы на жизнь матери-одиночки, и задумается о том, чья же это мать из колыбельной Бродского призывает сына привыкать жить в пустыне. И пусть поймёт это как-то по-своему, по-детски, но поймет, не сомневайтесь.

Читая детям колыбельные стихи, написанные известными русскими поэтами, не ленитесь сообщать детям имена их авторов. Пусть малыш лучше не знает, как называется тот или иной стих, но точно знает кто его автор. Конечно, не стоит петь ребёнку исключительно взрослые песни и читать такие же стихи на ночь. Нельзя забывать, что дети - есть дети и сейчас, к счастью, есть множество источников, где можно найти замечательные фольклорные авторские колыбельные для «мира детей». И в силах взрослого сделать этот мир огромным, разнообразным и очень интересным.

Рина Жукова источник

Категория: Мое Чадо | Посмотреть свежее
Просмотров: 659 | Рейтинг: 3.9/10







Свежие статьи

Добавить на Яндекс
BezDoz.Ru - это множество статей и советов на тему красоты и здоровья.

добавить на Яндекс

Красота и здоровье

MarketGid