Дебетовая карта
Вечеринка у Ивлеевой
Дебетовая карта
Меню



Обучение дошкольников началам астрономии и географии в контексте программы "Пралеска"
Обучение дошкольников началам астрономии и географии в контексте программы "Пралеска"


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Обучение дошкольников началам астрономии и географии в контексте программы

"Пралеска"

Практический материал

Витебск 2005
Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли.
Л.С.Выготский

Введение

Выдвижение на передний план социальной функции современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблемы содержания и организации процесса обучения, воспитания и развития дошкольников. Оторванность от реального мира знаний, которые они получают, делает сложными процессы усвоения ребёнком культурно-исторического опыта.
Неутомимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует, умиляет, восхищает. Ребенок задает вопросы, потрясающие взрослых глубоким интуитивным схватыванием сложных проблем. Что же стремятся познать дошкольники? Их не интересует то, что было тысячу лет тому назад. Их интересует все то, что находится в ближайшем и дальнем физическом и социальном окружении.

В первом веке нашей эры Сенека-младший сказал: «Если бы на Земле было только одно место, откуда можно было бы видеть звезды, то люди толпами стекались бы туда, чтобы созерцать чудеса неба и любоваться ими». Трудно не согласиться с этим. Бездонность и необъятность звездного неба по-прежнему необъяснимым образом притягивают взоры людей, дают ощущение единства со всей Вселенной. И если даже взрослое воображение рисует удивительные картины, то что же говорить о детях — фантазерах и выдумщиках. Если малыш дорос до возраста «почемучек» и засыпает взрослых вопросами о том, почему звезды светятся, далеко ли до Солнца, что такое комета, необходимо в доступной форме познакомить их с азами астрономии, помочь понять устройство окружающего мира, поддерживать исследовательский интерес.
Необходимость введения раздела «География» вызвана также темпами развития современных детей – объем информации, вызывающий интерес, очень возрос. Главной целью данного раздела является расширение познавательной сферы у дошкольников, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора.
Для реализации данных разделов педагогу необходимо руководствоваться следующими принципами:


  • этапности;
  • игрового характера обучения;
  • вариативности моделей обучения (использование разнообразных видов деятельности);
  • развития самоценных, доставляющих детям удовольствие форм активности;
  • непрерывности образования.

Формирование основных понятий астрономии по программе «Пралеска» начинается с группы «Почемучки» (младшие), основных понятий географии – с группы «Малыши», и осуществляется на протяжении всего обучения детей в детском саду.
Развитие кругозора, расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру происходит в различных видах деятельности: общении, художественной, игровой, познавательно-практической. Используемые виды деятельности создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний, помогают войти в тематику, ненавязчиво закрепить материал, создать картинку целостного мира. Знакомя детей со сложными научными понятиями в области астрономии и географии, нужно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать минимум информации, сколько научить ориентироваться в ее потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения.
Практический материал представлен примерным перспективно-календарным планом работы с детьми всех возрастных групп по приобщению их к началам астрономии и географии. Представленные задачи перспективно проходят через возможные виды детской деятельности.
В помощь воспитателям предлагается практический материал в виде игр, занятий, произведений художественной литературы, экспериментов.
Использование предложенного материала в работе с детьми позволит дошкольникам овладеть способами взаимодействия с окружающим миром, сформировать эмоционально-ценностное отношение к миру науки.

Перспективно-календарное планирование работы
по приобщению детей к началам астрономии


Возрастная группа: «Почемучки» (младшие).
Перспективная задача обучения: формировать элементарные представления о небесных телах (Солнце, Луна, звезды), их характерных особенностях.


(все скриншоты кликабельны)

Возрастная группа: «Почемучки» (старшие).
Перспективная задача обучения: расширять и углублять представление о небесных телах, их характерных особенностях (изменение положения небесных тел на небе, их значение для человека).


Перспективная задача обучения: дать детям первоначальные сведения об освоении человеком космоса, о космонавтах.


Возрастная группа: «Фантазеры».
Перспективная задача обучения: формировать элементарные представления об астрономии как науке о Вселенной.


Возрастная группа: «Фантазеры».
Перспективная задача обучения: дать первоначальные знания о самой близкой звезде – Солнце, о планетах Солнечной системы, о спутнике Земли – Луне.


Возрастная группа: «Фантазеры».
Перспективная задача обучения: продолжать знакомство с освоением человеком космоса.


читать далее

Категория: Мое Чадо | Добавил: aist007 (01.01.2013)
Просмотров: 2043 | Рейтинг: 4.6/14

[ ]