Названия звуков. Звукоряд; деление его на октавы
В музыке используется большое количество звуков различной высоты. Так, например, на фортепиано можно извлечь 88 разных звуков, на скрипке — 54 звука, на флейте 41 звук. Хороший певец или певица могут спеть 25—30 звуков. Детские голоса, имеющие вначале от 4 до 6 звуков, постепенно расширяются до 15—20 звуков.
Каждый музыкальный звук имеет свое название. Но для обозначения всего множества звуков используется лишь семь основных названий: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Это связано с тем, что между отдельными звуками разной высоты существует определенное сходство, родство. В чем заключается это родство звуков? Разберемся в этом на примере первой части песни Д. Кабалевского «Про Петю».
Если сравнить звучание первого и последнего звуков этой песни, то мы заметим, что между ними есть особая связь: спетые одновременно двумя голосами или взятые одновременно на рояле, баяне эти два звука сливаются друг с другом. Взятые последовательно, они производят впечатление повторения одного и того же звука на различной высоте.
Такого слияния и близкого сходства мы не заметим, если возьмем одновременно на инструменте два соседних звука или споем их на два голоса. Напротив, теперь мы услышим напряженное, резкое звучание.
Это близкое сходство музыкальных звуков между собой можно обнаружить при ознакомлении с фортепиано: если нажимать подряд белые клавиши, то звучание, вызываемое каждым восьмым клавишем вправо (вверх) или влево (вниз), будет являться как бы повторением первого звука на другой высоте (выше или ниже). Внешний вид этого восьмого клавиша и его положение относительно других белых и черных клавиш будут также совершенно сходны с первым. Соответственно и название этих звуков будет одинаковым (до — до, соль — соль и т. д.).
На основании такого сходства весь ряд постепенно повышающихся (или постепенно понижающихся) музыкальных звуков — звукоряд — разделяется на равные части, называемые октавами. Это название происходит от латинского слова octava, что значит «восьмая».
В музыке слово октава обозначает: а) ряд звуков, заключенных между звуками одного названия и б) расстояние по высоте от данного звука до восьмого вверх или вниз, сходного с ним по звучанию и названию.
Октавы музыкального звукоряда имеют свою нумерацию в верхней части— 1-я, 2-я, 3-я, 4-я — и особые названия в нижней части — малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (на фортепиано она неполная). Приведенная часть песни «Про Петю» (а кстати — и вся песня в целом) укладывается в звукоряд из восьми звуков, составляющих первую октаву. Эта октава на фортепиано располагается в самой середине клавиатуры.
Октавы звукоряда начинаются от звука до и заканчиваются на следующем до, однако верхний звук каждой октавы (до) одновременно начинает следующую, верхнюю, октаву, и этот звук получает название следующей октавы. Так, верхнее до в песне «Про Петю» (первый звук песни), замыкая первую октаву, называется до второй октавы. Нижнее до в этой песне (последний ее звук) называется до первой октавы, но при этом оно замыкает сверху малую октаву.
Для того чтобы указать октаву, в которой берется тот или иной звук, рядом с названием ноты ставят соответствующую цифру. Например: соль1 — это соль первой октавы, до2 — до второй октавы. Названия нот без цифр в этом случае указывают, что они относятся к малой октаве.
Посмотрите, как записываются различные звуки и где они располагаются на фортепиано:
Такого слияния и близкого сходства мы не заметим, если возьмем одновременно на инструменте два соседних звука или споем их на два голоса. Напротив, теперь мы услышим напряженное, резкое звучание.
Это близкое сходство музыкальных звуков между собой можно обнаружить при ознакомлении с фортепиано: если нажимать подряд белые клавиши, то звучание, вызываемое каждым восьмым клавишем вправо (вверх) или влево (вниз), будет являться как бы повторением первого звука на другой высоте (выше или ниже). Внешний вид этого восьмого клавиша и его положение относительно других белых и черных клавиш будут также совершенно сходны с первым. Соответственно и название этих звуков будет одинаковым (до — до, соль — соль и т. д.).
На основании такого сходства весь ряд постепенно повышающихся (или постепенно понижающихся) музыкальных звуков — звукоряд — разделяется на равные части, называемые октавами. Это название происходит от латинского слова octava, что значит «восьмая».
В музыке слово октава обозначает: а) ряд звуков, заключенных между звуками одного названия и б) расстояние по высоте от данного звука до восьмого вверх или вниз, сходного с ним по звучанию и названию.
Октавы музыкального звукоряда имеют свою нумерацию в верхней части— 1-я, 2-я, 3-я, 4-я — и особые названия в нижней части — малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (на фортепиано она неполная). Приведенная часть песни «Про Петю» (а кстати — и вся песня в целом) укладывается в звукоряд из восьми звуков, составляющих первую октаву. Эта октава на фортепиано располагается в самой середине клавиатуры.
Октавы звукоряда начинаются от звука до и заканчиваются на следующем до, однако верхний звук каждой октавы (до) одновременно начинает следующую, верхнюю, октаву, и этот звук получает название следующей октавы. Так, верхнее до в песне «Про Петю» (первый звук песни), замыкая первую октаву, называется до второй октавы. Нижнее до в этой песне (последний ее звук) называется до первой октавы, но при этом оно замыкает сверху малую октаву.
Для того чтобы указать октаву, в которой берется тот или иной звук, рядом с названием ноты ставят соответствующую цифру. Например: соль1 — это соль первой октавы, до2 — до второй октавы. Названия нот без цифр в этом случае указывают, что они относятся к малой октаве.
Посмотрите, как записываются различные звуки и где они располагаются на фортепиано:
Вспомните основные понятия, связанные с записью высоты звуков:
Нота — это письменное изображение звука. Нотный стан (или нотоносец) —это система из пяти линеек, на которых записываются ноты.
Ключ — это знак, который устанавливает, какая нота записана в том или ином месте нотного стана.
В музыкальной практике наиболее употребительны два ключа: скрипичный и басовый. Если нужно записать высокие звуки, ставят ключ скрипичный; низкие звуки записываются в басовом ключе. Звуки, которые могут спеть детские голоса, записываются только в скрипичном ключе.
Скрипичный ключ (ключ Соль) указывает, что на второй линейке нотного стана записывается звук соль первой октавы (на предыдущем рисунке нота, соответствующая этому звуку, заключена в квадратик).
Дети 11 —13 лет, обладающие высокими голосами (сопрано), обычно могут спеть следующие звуки:
Низкие голоса учащихся этого возраста (альты) берут более низкие звуки, но не могут спеть часть верхних:
Ноты в скобках указывают на то, что соответствующие звуки доступны для голосов лишь отдельных учащихся.
Источник: Развитие и воспитание ребенка