Дебетовая карта
Вечеринка у Ивлеевой
Дебетовая карта
Меню


Попробуем посмотреть на мир глазами художника

Нам предстоит побывать вместе с художниками в мире вещей и узнать, что означает слово «натюрморт». (Этот материал для детей младшего школьного возраста)

Картины бывают разные. На одних изображена природа, на других — портреты людей или какие-нибудь события.

Но есть такие, где главные «герои» — цветы, фрукты, книги, карандаши, молоток, рубанок, скрипка… У этих картин и название особое—«натюрморт». «Натюрморт» — слово французское и в переводе на русский язык означает—«неживая природа».

Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, порой даже перестаём замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом, обычном предмете он может увидеть необычное, прекрасное и изображает это. То, на что мы смотрим иногда равнодушно, на картине удивляет и радует своей неожиданной красотой.

Интересно и другое. Один и тот же кувшин или чайник на полотнах разных мастеров всегда будут выглядеть по-разному.

Ведь каждый мастер — художник особенный, неповторимый. И видит по-своему и по-своему передаёт увиденное. Всё, что он пережил и почувствовал,— вкладывает в своё произведение.

Попробуем и мы посмотреть на мир глазами художников.

Художник, птицы и виноград

Давным-давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес.

Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушёл.
Когда же вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются клевать ягоды.

Виноград был написан так искусно, так золотились спелые грозди, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса.

Картина эта до наших дней не дошла. А рассказ о ней превратился в легенду.
В разных странах и у нас в старину художники тоже любили писать так, чтобы всё было, как в жизни.


Г. Теплов. Натюрморт с нотами и попугаем. 1737. Музей керамики. Кусково.

Тишиной и покоем веет от натюрморта старого русского мастера Григория Теплова. Здесь как-то по-домашнему уютно. Кажется, что хозяева жили неторопливо и художник работал не торопясь, тщательно выписывая все подробности. Ясно видны позолоченный узор на книжных переплётах и старинный альбом с нотами. Пожалуй, можно проиграть на рояле мелодию, записанную на этих нотах.

В центре картины, на синей ленточке, висят часы. В то далёкое время часы были редкостью, ими гордились. Поэтому очень важны и интересны для художника даже мельчайшие детали циферблата.



Фрагменты картины.

Подробно, внимательно мастер изобразил заморскую птицу — ярко-зелёного попугая, усевшегося на полочке.


Фрагменты картины.

Эти старинные натюрморты назывались «обманками». Форма вещей, их цвет настолько правдоподобно написаны на картинах, что зритель мог обмануться и принять их за настоящие.



Ф. Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820. Третьяковская галерея. Москва.

С такой же достоверностью изобразил Фёдор Толстой цветы в вазе. Сквозь зеленоватую прозрачность стекла виден каждый стебелёк, на розовых лепестках дрожат капли росы.


Фрагмент картины.

Взгляни: бабочка, словно живая, прилетела и села на вазу. Кажется, сейчас она вспорхнёт и улетит.


Фрагмент картины.


Фрагмент картины.

Всё выписано так верно, будто птица, бабочка и оранжевая гусеница специально позировали художнику.

Большой поднос и маленькие персики



П. Кузнецов. Натюрморт с подносом. 1917. Русский музей. Санкт-Петербург.

Прежде чем мастер берёт в руки кисти и краски, он сначала обдумывает свой натюрморт. Рассматривает разные вещи, отбирает их, ставит то вместе, то подальше друг от друга… Он «составляет» натюрморт, или, как говорят, создаёт его композицию. И только потом начинает изображать всё это на холсте.

Самый большой предмет в картине Павла Кузнецова— ярко расписанный поднос. Тут же, в середине стола, художник поместил чайник, чашку, стеклянный флакон.



Фрагмент картины.

А на переднем плане лежат персики и нож. Казалось бы, они могли находиться в любом другом месте картины. Но художнику нужны персики именно здесь. Попробуй закрыть их рукой, и ты увидишь, что впереди стало пусто, поднос как будто стал вдвое тяжелее, больше, и устойчивость композиции нарушилась.

Убери руку — в картине опять наступит равновесие. Вот какую важную роль играют эти маленькие персики. В натюрморте продумана каждая деталь. Не случайность и то, что художник изобразил светлые персики: их цвет гармонирует с розовыми тонами на подносе и не только делает композицию ещё более устойчивой, но придаёт натюрморту особую нарядность и выразительность.

Когда краски живут дружно



А. Фонвизин. Красные гладиолусы. 1954. Чувашская картинная галерея. Чебоксары.

Натюрморт пишут масляными красками на холсте. А гуашью и акварелью — на бумаге.
Цветы художник Артур Фонвизин написал акварельными красками. Он любил акварель за нежность и прозрачность. Краски разводил водой, и они текли по листу бумаги, мягко переливаясь из одного тона в другой, создавая цветовое богатство.



А. Фонвизин. Красные цветы. 60-е годы. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Местами акварель так прозрачна, что сквозь неё просвечивает бумага и неясные очертания цветов словно тают в воздухе.

А иногда кисть делает мазок густой — и возникает бархатистый, нежный лепесток.

Краски в картине Фонвизина не спорят между собой, живут дружно. Такое «содружество» красок называется колоритом. Благодаря ему художнику удалось передать и красоту букетов, и даже самое неуловимое — воздух и трепетный свет.



И. Машков. Ананасы и бананы. 1938. Третьяковская галерея. Москва.

Замечательным колористом был и художник Илья Машков.

Как умело, красиво он подобрал в своём натюрморте «Бананы и ананасы» жёлтые, зелёные, серые, лиловые тона.

В центре композиции два ананаса с плотной кожурой из чешуек.



Фрагмент картины.

Тут же — нарезанные ломтики. Кажется, тронь их — и потечёт густой, ароматный сок.


Фрагмент картины.

А для тех, кому ананас покажется недостаточно сладким, — стоит сахарница с сахаром.

Завтрак на розовом столе



К. Петров-Водкин. Утренний натюрморт. 1918. Русский музей. Санкт-Петербург.

На столе — небольшой самовар, стакан, яйца, цветы… Предметы лежат перед нами, как на ладони. Форма их ясная и чёткая.

Весело сверкают грани самовара, начищенного до блеска чьей-то заботливой рукой. В его зеркальной поверхности видно отражение стола. Кое-где художник положил совсем светлые мазки. И сразу заискрились, заиграли солнечные блики на стакане с недопитым чаем, на стеклянной вазе, на крышке самовара.



Фрагмент картины.

Картина вся сияет, словно прозрачное летнее утро. Недаром автор Кузьма Петров-Водкин назвал её «Утренний натюрморт».

Обычно в натюрморте не изображают человека. Нет его и здесь. Но мы чувствуем его незримое присутствие. Ведь это человек собрал и поставил в вазу голубые колокольчики и жёлтые ромашки, он недавно сидел, пил чай… И невольно кажется, что человек этот совсем рядом.

Чтобы усилить ощущение близости человека, Петров-Водкин изобразил собаку. Большой рыжий пёс терпеливо ждёт своего хозяина.

Цветы, которые никогда не завянут



П. Кончаловский. Сирень в корзине. 1933. Третьяковская галерея. Москва.

Однажды художник принёс в дом ветки душистой сирени, и его мастерская наполнилась ароматом. Он залюбовался цветами. Какие яркие и нежные краски, сколько оттенков фиолетовых, сиреневых, лиловых!


Фрагмент картины.

Хороши были цветы. Но пройдёт время — они увянут, осыплются. Мастеру захотелось сохранить навсегда их пышное, но короткое цветение. И теперь перед нами на картине Петра Кончаловского этот букет. Решительные широкие мазки словно лепят форму каждого цветка и всего букета в целом. Эта свободная манера письма особенно ярко передаёт восторг художника перед щедрой красотой природы.


Фрагмент картины.