Опыты с водой
Простые эксперименты с водой. Любой взрослый знает, что при температуре ниже 0 градусов вода замерзает и становиться твердой, превращаясь в лед, а при 1 градусах закипает и поднимается в виде пара. Нас не удивляет, что снег тает, а во время дождя на землю льются струи воды .Мы не раз замечали, что капельки масла не смешиваются с водой, например, в ложке супа. Все это как будто само собой разумеется. Взрослый может оправдать подобное пренебрежение к столь чудесным явлениям своей занятостью. Но ребенку важно чувствовать, как тает в руке комочек слипшегося снега, или смотреть, как пропитывается водой цветная губка. Поинтересуйтесь, чем в данный момент занят ваш юный первооткрыватель. Быть может, пробует утопить апельсин в тазике с водой? Прежде чем выловить ценный витаминный фрукт, попробуйте сами ответить на вопрос: утонет ли апельсин в воде или будет плавать на поверхности. Если и Вам интересно, что произойдет
дальше, то присядьте рядом с малышом и посмотрите, какие же еще чудеса таит в себе столь неказистая емкость с водой.
Наблюдаем.
Обычно чудеса начинаются с вашей готовности и желания их увидеть, поэтому старайтесь всячески развивать у своего чада наблюдательность и умение удивляться простым вещам. Вот несколько идей.
1.Налейте в стакан с ложкой воду, и пусть малыш посмотрит на него с боку .Он увидит «сломанную ложку»!
2.Вырежьте из светлого картона несколько бутылок и расположите их на столе.
Одну- строго вертикально, другую- под небольшим углом, третью- горизонтально. Путь малыш нарисует фломастером, как будет выглядеть вода в этих бутылках. Потом налейте воду в настоящую бутылку и проверьте. Уровень воды всегда будет горизонтальным. Очень интересно наблюдать за поверхностью воды. Молекулы здесь держаться друг за другом так крепко, что образуют тоненькую упругую пленку. Увидеть ее можно, если наполнить до краев стакан с водой, или еще проще: когда после долгой прогулки будите кормить кроху, зачерпните полную ложку супа и покажите, как работают силы поверхностного натяжения: поверхность «воды» будет выпуклой. А вот несколько веселых и интересных задач для первооткрывателя. Можно ли положить что-нибудь в стакан с водой так, чтобы вода не выливалась через край? Да, надо взять горсть английских булавок и по одной очень аккуратно опускать их в стакан. Можно ли сделать так чтобы металл не тонул в воде? Да, надо взять иголку, а затем с помощью вилки аккуратно поместить ее на поверхность воды. Кстати, если посмотрите на иголку в лупу, то увидите, как «прогибается» поверхность воды под ее весом. Можно ли заставить плавать кусочек мела? Да, если натереть на его на мелкой терке и раскрошить над поверхностью воды.
Превращения.
Вода- настоящая волшебница. Согласитесь, разве не чудо ее превращение в лед .Исчезновение или возникновение капелек воды из воздуха? Хотите убедиться в этом опытным путем?
Игры со льдом.
-Замораживайте воду, используя различные емкости(формочки для льда, чашку или тарелку, пластиковые стаканчики или формочки для куличей).Для разнообразия можно замораживать подкрашенную воду. А если изготовить побольше кубиков и кирпичиков,
Из цветного льда, то в холодную погоду можно вынести их во двор и построить крепость.
-Цветными кубиками льда можно рисовать. Достаточно положить их на лист бумаги и подождать, когда они растают, а цветные потоки перемешаются в произвольном порядке.
Затем надо высушить бумагу, и картина готова. Если же малыш захочется активнее участвовать в процессе создания шедевра, то прежде, чем поставить формочки в холодильник, воткните в каждую из них по зубочистке. Держась за нее, можно рисовать на бумаге цветными кубиками льда.
-Попробуйте перед замораживание бросить в воду кусочки цветной бумаги, ткани, ниточки, блестки. Получается очень красиво.А если в формочку со льдом опустить концы ленточки или нити так, чтобы после замерзания воды образовалась петелька, то с помощью таких украшений можно нарядить дерево либо кустик во дворе. Кстати, неплохая идея для Нового года на даче.Ведь подобными бусами можно украсить живую елку.
-Посыпьте лед солью и посмотрите что получиться. Пофантазируйте немного, посыпая различные места ледяного куска солью.
-Можно замораживать различные жидкости, например молоко, сок, подсолнечное масло.
Сравните, как застывает обычная и подсоленная вода.
-Известно, что при превращении воды в лед ее объем увеличивается. Крохе трудно в это поверить? Покажите известный ему, но оттого не менее удивительный опыт. Налейте воду в трубочку для коктейля и залепите ее концы пластилином. Положите трубочку в холодильник и через некоторое время покажите крохе, что одна из пластилиновых пробочек выскочила и в отверстии виден лед.Этот физический фокус имеет несколько вариантов.Можно налить воду в металлическую банку, накрыть ее крышкой и придавить ее сверху чем-то тяжелым. Или наполнить стеклянную бутылку, отметить уровень воды и вынести бутылку на ночь на балкон.Только осторожно: стеклянные емкости при замерзании воды могут лопнуть. Лучше все-таки не ставить доверху наполненную и плотно закрытую стеклянную бутылку в холодильник, а вынести ее а морозную погоду на балкон.
-Кстати, налив воду в тазик и пустив туда плавать кораблик с несколькими льдинками неправильной формы, можно объяснить малышу, что такое айсберг и что происходит с корабликом при встрече с ним.
-Устройте с ребенком соревнование: у кого лед растает быстрее. Предложите малышу самому выбрать, куда ему лучше поставить тарелку со льдом: на яркое солнце или в темный уголок, накрыть ее шубой или же оставить открытой. Обратите внимание ребенка на то, что уровень воды при таянии льда не изменяется.
Исчезновение воды.
Интересно, куда пропадают лужи? Нельзя полностью исключить, что Вам не придется отвечать на этот вопрос, так что постарайтесь запомнить следующий эксперимент: Налейте в стакан воду и отметьте уровень воды, затем оставьте стакан на сутки, после чего снова проверьте уровень воды. За это время часть воды испарится, то есть улетучится в воздух. То же самое происходит и с лужами. Если кроха заинтересуется, наполните водой уже два стакана, только один из них накройте фольгой.
Появление воды из воздуха
Не менее удивительным явлением кажется появление воды «из ниоткуда». Речь идет о конденсации воздуха. Чтобы продемонстрировать этот нехитрый физический фокус, нужно, чтобы теплый воздух, в котором содержится достаточно большое количество молекул воды, соприкоснулся с чем-нибудь холодным. Например, можно поставить стакан со льдом( или тарелку с мороженным) в теплую комнату либо просто позвать кроху на кухню, когда Вы готовите обед, попросить его потрогать стенки стакана.
Круговорот воды в природе.
Расскажите малышу, что волшебные превращения с водой происходят постоянно.
Теплые лучики солнца заставляют воду в реках и озерах испаряться и подниматься в виде
водяного пара. Чем выше, тем воздух холоднее, поэтому водяной пар опять превращается
в капельки воды- появляются облака. Когда капли становятся тяжелыми для того, чтобы
сидеть в облачке, идет дождик, и капельки возвращаются обратно. Это легко продемонстрировать, показав на воду, кипящую в кастрюле под стеклянной крышкой, или
наблюдая, как образуются капли воды на обычной крышке, приподнятой над кастрюлей с кипящей водой.
Смешивание
Наверно не меньше, чем играть со льдом, дети любят смешивать буквально все, что попадается им под руку.Проще всего смешивать чистую воду и различные краски.Делать это можно в стеклянных банках или пластиковых бутылках, с обрезанным верхом, однако
Гораздо интереснее использовать закрытые прозрачные бутылки. Бутылку можно просто поставить на стол и наблюдать за процессом смешивания красок или же потрясти, покатать по столу, энергично встряхнуть. Внутри бутылки можно создать маленький вихрь, вращая ее в одном направлении.Кстати, в этом случае гораздо интереснее размешивать не краски, а раскрошенные цветные мелки или блестки.Что же еще можно бросить в воду? Да все, что угодно: соль, сахар, кофе, чай, перец, натертую на мелкой терке свеклу или морковь, муку, шампунь, мыло. Можно налить в воду сок или молоко.
Отдельно следует сказать о взаимодействии воды и масла. Вот какие интересные эксперименты вы можете провести со своим крохой.
Опыт1. Несмешивающиеся жидкости.(Из книги Глена Веччионе)
Возьмите три прозрачные банки.В первую налейте окрашенную воду, заполнив треть объема. Затем аккуратно влейте масло и в последнюю очередь добавьте спирт. Посмотрите что получиться.Точно также налейте воду, масло и спир в оставшиеся банки.Добавьте в третью банку примерно одну чайную ложку средтва для мытья посуды. Две последние банки закройте крышками и потрясите.Спустя несколько часов сравните, как теперь выглядит жидкость в трех банках.Это достаточно эффективный опыт, результат которого объяснить не так уж сложно. Дело в том, что спирт смешивается с водой, а масло не смешивается ни с водой ни со спиртом.При этом спирт легче масла.При
Добавлении средства для мытья посуды жир распадается на капельки,которые не могут
соединяться вместе.То, же самое,кстати, происходит, когда мы моем посуду.
Опыт2.Несмешивающиеся вещества и капельки краски.(Из книги Наука через искусство).
Налейте в банку воду и сверху немного масла. Затем капните с кисточки несколько капелек разбавленной водой краски. Вы увидите, что они не перемешиваются с водой, а
принимают форму шариков.А теперь вооружившись ложкой, протолкните с ее помощью краску в воду.
Опыт3. .(Из книги Наука через искусство).
Смешайте краску одного цвета с водой, а краску другого цвета – с маслом(при использовании гуаши у вас должно получиться масло с плавающими в нем шариками краски).Окуните толстую кисточку в подкрашенную воду и нанесите водный раствор на лист бумаги.Возьмите кисточку потоньше и капните маслом с шариками краски сверху на водняные разводы. Лист бумаги лучше всего положить в какой-нибудь поддон.
Тонет-не тонет.
Помните, мы пробовали утопить апельсин? Предлагаем еще несколько объектов для подобного эксперимента бумага (гладкий лист и скомканный лист), куски пластилина( в виде шарика и в форме лодки), яйцо ( в пресной и подсоленной воде).
Источник: Журнал "Мой ребенок"
дальше, то присядьте рядом с малышом и посмотрите, какие же еще чудеса таит в себе столь неказистая емкость с водой.
Наблюдаем.
Обычно чудеса начинаются с вашей готовности и желания их увидеть, поэтому старайтесь всячески развивать у своего чада наблюдательность и умение удивляться простым вещам. Вот несколько идей.
1.Налейте в стакан с ложкой воду, и пусть малыш посмотрит на него с боку .Он увидит «сломанную ложку»!
2.Вырежьте из светлого картона несколько бутылок и расположите их на столе.
Одну- строго вертикально, другую- под небольшим углом, третью- горизонтально. Путь малыш нарисует фломастером, как будет выглядеть вода в этих бутылках. Потом налейте воду в настоящую бутылку и проверьте. Уровень воды всегда будет горизонтальным. Очень интересно наблюдать за поверхностью воды. Молекулы здесь держаться друг за другом так крепко, что образуют тоненькую упругую пленку. Увидеть ее можно, если наполнить до краев стакан с водой, или еще проще: когда после долгой прогулки будите кормить кроху, зачерпните полную ложку супа и покажите, как работают силы поверхностного натяжения: поверхность «воды» будет выпуклой. А вот несколько веселых и интересных задач для первооткрывателя. Можно ли положить что-нибудь в стакан с водой так, чтобы вода не выливалась через край? Да, надо взять горсть английских булавок и по одной очень аккуратно опускать их в стакан. Можно ли сделать так чтобы металл не тонул в воде? Да, надо взять иголку, а затем с помощью вилки аккуратно поместить ее на поверхность воды. Кстати, если посмотрите на иголку в лупу, то увидите, как «прогибается» поверхность воды под ее весом. Можно ли заставить плавать кусочек мела? Да, если натереть на его на мелкой терке и раскрошить над поверхностью воды.
Превращения.
Вода- настоящая волшебница. Согласитесь, разве не чудо ее превращение в лед .Исчезновение или возникновение капелек воды из воздуха? Хотите убедиться в этом опытным путем?
Игры со льдом.
-Замораживайте воду, используя различные емкости(формочки для льда, чашку или тарелку, пластиковые стаканчики или формочки для куличей).Для разнообразия можно замораживать подкрашенную воду. А если изготовить побольше кубиков и кирпичиков,
Из цветного льда, то в холодную погоду можно вынести их во двор и построить крепость.
-Цветными кубиками льда можно рисовать. Достаточно положить их на лист бумаги и подождать, когда они растают, а цветные потоки перемешаются в произвольном порядке.
Затем надо высушить бумагу, и картина готова. Если же малыш захочется активнее участвовать в процессе создания шедевра, то прежде, чем поставить формочки в холодильник, воткните в каждую из них по зубочистке. Держась за нее, можно рисовать на бумаге цветными кубиками льда.
-Попробуйте перед замораживание бросить в воду кусочки цветной бумаги, ткани, ниточки, блестки. Получается очень красиво.А если в формочку со льдом опустить концы ленточки или нити так, чтобы после замерзания воды образовалась петелька, то с помощью таких украшений можно нарядить дерево либо кустик во дворе. Кстати, неплохая идея для Нового года на даче.Ведь подобными бусами можно украсить живую елку.
-Посыпьте лед солью и посмотрите что получиться. Пофантазируйте немного, посыпая различные места ледяного куска солью.
-Можно замораживать различные жидкости, например молоко, сок, подсолнечное масло.
Сравните, как застывает обычная и подсоленная вода.
-Известно, что при превращении воды в лед ее объем увеличивается. Крохе трудно в это поверить? Покажите известный ему, но оттого не менее удивительный опыт. Налейте воду в трубочку для коктейля и залепите ее концы пластилином. Положите трубочку в холодильник и через некоторое время покажите крохе, что одна из пластилиновых пробочек выскочила и в отверстии виден лед.Этот физический фокус имеет несколько вариантов.Можно налить воду в металлическую банку, накрыть ее крышкой и придавить ее сверху чем-то тяжелым. Или наполнить стеклянную бутылку, отметить уровень воды и вынести бутылку на ночь на балкон.Только осторожно: стеклянные емкости при замерзании воды могут лопнуть. Лучше все-таки не ставить доверху наполненную и плотно закрытую стеклянную бутылку в холодильник, а вынести ее а морозную погоду на балкон.
-Кстати, налив воду в тазик и пустив туда плавать кораблик с несколькими льдинками неправильной формы, можно объяснить малышу, что такое айсберг и что происходит с корабликом при встрече с ним.
-Устройте с ребенком соревнование: у кого лед растает быстрее. Предложите малышу самому выбрать, куда ему лучше поставить тарелку со льдом: на яркое солнце или в темный уголок, накрыть ее шубой или же оставить открытой. Обратите внимание ребенка на то, что уровень воды при таянии льда не изменяется.
Исчезновение воды.
Интересно, куда пропадают лужи? Нельзя полностью исключить, что Вам не придется отвечать на этот вопрос, так что постарайтесь запомнить следующий эксперимент: Налейте в стакан воду и отметьте уровень воды, затем оставьте стакан на сутки, после чего снова проверьте уровень воды. За это время часть воды испарится, то есть улетучится в воздух. То же самое происходит и с лужами. Если кроха заинтересуется, наполните водой уже два стакана, только один из них накройте фольгой.
Появление воды из воздуха
Не менее удивительным явлением кажется появление воды «из ниоткуда». Речь идет о конденсации воздуха. Чтобы продемонстрировать этот нехитрый физический фокус, нужно, чтобы теплый воздух, в котором содержится достаточно большое количество молекул воды, соприкоснулся с чем-нибудь холодным. Например, можно поставить стакан со льдом( или тарелку с мороженным) в теплую комнату либо просто позвать кроху на кухню, когда Вы готовите обед, попросить его потрогать стенки стакана.
Круговорот воды в природе.
Расскажите малышу, что волшебные превращения с водой происходят постоянно.
Теплые лучики солнца заставляют воду в реках и озерах испаряться и подниматься в виде
водяного пара. Чем выше, тем воздух холоднее, поэтому водяной пар опять превращается
в капельки воды- появляются облака. Когда капли становятся тяжелыми для того, чтобы
сидеть в облачке, идет дождик, и капельки возвращаются обратно. Это легко продемонстрировать, показав на воду, кипящую в кастрюле под стеклянной крышкой, или
наблюдая, как образуются капли воды на обычной крышке, приподнятой над кастрюлей с кипящей водой.
Смешивание
Наверно не меньше, чем играть со льдом, дети любят смешивать буквально все, что попадается им под руку.Проще всего смешивать чистую воду и различные краски.Делать это можно в стеклянных банках или пластиковых бутылках, с обрезанным верхом, однако
Гораздо интереснее использовать закрытые прозрачные бутылки. Бутылку можно просто поставить на стол и наблюдать за процессом смешивания красок или же потрясти, покатать по столу, энергично встряхнуть. Внутри бутылки можно создать маленький вихрь, вращая ее в одном направлении.Кстати, в этом случае гораздо интереснее размешивать не краски, а раскрошенные цветные мелки или блестки.Что же еще можно бросить в воду? Да все, что угодно: соль, сахар, кофе, чай, перец, натертую на мелкой терке свеклу или морковь, муку, шампунь, мыло. Можно налить в воду сок или молоко.
Отдельно следует сказать о взаимодействии воды и масла. Вот какие интересные эксперименты вы можете провести со своим крохой.
Опыт1. Несмешивающиеся жидкости.(Из книги Глена Веччионе)
Возьмите три прозрачные банки.В первую налейте окрашенную воду, заполнив треть объема. Затем аккуратно влейте масло и в последнюю очередь добавьте спирт. Посмотрите что получиться.Точно также налейте воду, масло и спир в оставшиеся банки.Добавьте в третью банку примерно одну чайную ложку средтва для мытья посуды. Две последние банки закройте крышками и потрясите.Спустя несколько часов сравните, как теперь выглядит жидкость в трех банках.Это достаточно эффективный опыт, результат которого объяснить не так уж сложно. Дело в том, что спирт смешивается с водой, а масло не смешивается ни с водой ни со спиртом.При этом спирт легче масла.При
Добавлении средства для мытья посуды жир распадается на капельки,которые не могут
соединяться вместе.То, же самое,кстати, происходит, когда мы моем посуду.
Опыт2.Несмешивающиеся вещества и капельки краски.(Из книги Наука через искусство).
Налейте в банку воду и сверху немного масла. Затем капните с кисточки несколько капелек разбавленной водой краски. Вы увидите, что они не перемешиваются с водой, а
принимают форму шариков.А теперь вооружившись ложкой, протолкните с ее помощью краску в воду.
Опыт3. .(Из книги Наука через искусство).
Смешайте краску одного цвета с водой, а краску другого цвета – с маслом(при использовании гуаши у вас должно получиться масло с плавающими в нем шариками краски).Окуните толстую кисточку в подкрашенную воду и нанесите водный раствор на лист бумаги.Возьмите кисточку потоньше и капните маслом с шариками краски сверху на водняные разводы. Лист бумаги лучше всего положить в какой-нибудь поддон.
Тонет-не тонет.
Помните, мы пробовали утопить апельсин? Предлагаем еще несколько объектов для подобного эксперимента бумага (гладкий лист и скомканный лист), куски пластилина( в виде шарика и в форме лодки), яйцо ( в пресной и подсоленной воде).
Источник: Журнал "Мой ребенок"