Дебетовая карта
Вечеринка у Ивлеевой
Дебетовая карта
Меню



Игры с буквами и словами
Игры с буквами и словами

Комбинирование слов из ограниченного, но каждый раз иного сочетания букв, подбор слов, имеющих определенное значение, превращение одних слов в другие путем перестановки или добав­ления букв, слогов, составление пословиц, поговорок, загадок — все это оживляет в памяти и постоянно обогащает словарный запас школьников, содействует умению находить нужные слова, составлять меткие выражения, развивает речь ребенка.

Составь слово

На листке картона, оклеенного бумагой, начертить клетки размером 2X2 см. В каждой клетке написать букву. Их должно быть примерно такое количество: А — 24, Б—16, В — 16, Г —12, Д—12, Е —16, Ё —4, Ж —5, 3-5, И—16, й —5, К—16, Л —16, М—16, Н—16, О —20, П —12, Р—16, С—16, Т—12, У —10, Ф —5, X —6, Ц —5, Ч —8, Ш—10, Щ —5, Ы —5, Ь —4, Ъ —5, Э —5, Ю —6, Я—12.

Картон разрезать так, чтобы каждая буква была на отдельной карточке (рис. 175).




Играть могут от двух до шести человек. Карточки следует пе­ретасовать, положить на стол буквами вниз и раздвинуть боль­шим кольцом. После этого каждый из играющих по очереди бе­рет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Ко­гда это сделано, участники игры стараются из положенных в кру­гу букв составить какое-либо слово. Например, открыты карточки с буквами А, И, С, Л. Из этих букв можно составить слова: ил, сила, лиса.

Тот, кто первым назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для его составления буквы и кладет перед собой со­ставленное из них слово так, чтобы всем играющим оно было хорошо видно. Может случиться, что двое играющих одновре­менно подберут подходящие слова. Тогда предпочтение отдается тому, чье слово длиннее. Называть слова, которые были уже кем-то составлены раньше, нельзя.

В игре разрешается отбирать друг у друга слова. Например, составлено слово уха, а из круга можно взять букву М. Кто на­зовет слово муха, может отобрать у товарища слово уха и до­бавить к нему из круга недостающую букву.

Если из оставшихся в кругу открытых букв никто нового слова придумать не может, играющие вновь открывают по одной букве и кладут их внутри круга, рядом с теми, которые уже находятся в нем, чтобы составлять новые слова.

Выигрывает тот, у кого к концу игры окажется больше карточек.

Буквы по алфавиту

Для игры надо изготовить две таблицы, на которых помещены все буквы алфавита, но в беспорядке (рис. 176). Двое играющих должны отыскать, каждый на своей таблице, все буквы в алфавитном порядке. При этом, обнаружив букву, играющий должен ее назвать и показать указкой (карандашом, палочкой). Побеждает тот, кто раньше это сделает.

Перед играющими можно положить для справки (если знают нетвердо) таблицу со всеми буквами алфавита и надписью:

«Вы подумайте о чуде: сколько букв — сестер родных?



Тридцать три! А сколько люди могут слов сложить из них!»

Словесное лото

Для игры надо изготовить карточки, как показано на рис. 177, с такими, например, слогами (по одному слогу на каждой кар­точке) : ба — бо — бы, ва — ви — во — вы, га — ги — го — гу, да — ди — до — ды, жа — же — жи, за — зи — зо, ка — ки — ко — ку, ла — ли — ло — лы, ма — ми — мо — мы — мя, на — ни — но — ню, па — пе — пи — по, ра — ре — ри — ро — ры — ря, са — си — со — сы, та — ти — то — ты, фа, ха, ца, ча — чи, ша — ши, щи.

Нужны также 6—8 карточек с изображением звездочек и большие (контрольные) карты по числу играющих, на которые каждый будет накладывать составленные им слова.

Играть могут от двух до шести человек.

Карточки со слогами тасуются и по 8—12 штук раздаются участникам игры. Оставшиеся карточки нужно положить на стол стопкой буквами вниз.

Играющие раскладывают перед собой полученные карточки лицевой стороной вверх (в один или два ряда).

Ведущий снимает со стопки одну карточку и громко читает слог, написанный на ней. Каждый играющий старается найти как можно скорее среди своих карточек такой слог, каторый вместе с названным образует какое-либо слово (имя существительное в именительном падеже).

Например, ведущий назвал слог «ра». Приставляя к нему другие слоги, играющие могут образовать слова: ра-ма, ра-на или жа-ра, го-ра и т. д. Тому, кто первый назовет подходящее слово, ведущий отдает свою карточку. Составленное слово нужно вы­ложить на своей контрольной карте. После этого ведущий откры­вает следующую карточку, и игра продолжается. Если названный слог никем не может быть использован для составления слова, то он откладывается в сторону.

Звездочка, изображенная на карточке, заменяет любой слог. Поэтому тот, кому попадется такая карточка, оказывается в преимущественном положении.

Побеждает в игре тот, кто раньше заполнит свою контрольную карту составленными словами (или соответствующую часть кар­ты по числу маленьких карточек).



Кроссвордина

Игра состоит из 100 карточек с буквами и шести — со звез­дочками. Пользуясь карточками, играющие в порядке очереди должны составлять слова, связанные между собой общими бук­венными знаками. Карточки со звездочками заменяют любую букву. Количество карточек с буквами должно быть следующее: А —6, Б —4, В —4, Г —3, Д —4, Е —6, Ж — 3, 3 — 3, И —6, И —1, К—5, Л—3, М-3, Н —3, 0 — 6, П —4, Р —4, С — 3, Т — 3, У — 2, Ф — 2, X — 2, Ц — 1, Ч — 2, Ш — 2, Щ — 1, Ы - 2, Ю —3, Э— 1,Я — 4, Ь —2, Ъ —2.

Играющие (2—4 человека) раскладывают карточки буквами вниз на столе и перемешивают их. После этого карточки раздают поровну всем играющим. Каждый играющий кладет их у себя буквами вверх по алфавиту.

Начинающий игру составляет из своих букв какое-либо слово и кладет его на столе (по горизонтали или вертикали). Следующий за ним игрок может подобрать любое слово, в котором имеется какая-либо буква, входящая в состав ранее составленного слова, и выкладывает его так, чтобы при пересечении слов эти буквы совпали. Приводим примерный ход игры (рис. 178).

Все подбираемые слова должны быть именами существитель­ными, нарицательными, в единственном числе, именительном падеже. При складывании слов соприкосновение слов и букв с другими буквами или словами не допускается.

При составлении слова со звездочкой очередной играющий, имеющий недостающую букву, вместо которой стоит звездочка, имеет право взять звездочку себе, поставив на ее место букву, а звездочку использовать как недостающую букву при составлении новых слов.

Выигравшим считается тот, кто первый израсходует все свои карточки с буквами.

Если к концу игры у каждого останется несколько карточек, из которых уже нельзя составить слова, выигравшим считается тот, у кого их осталось меньше.

Вертолина

В этой игре подбираются слова на заданную букву.

Для игры изготовляются четыре шестигранных волчка, на которых написаны буквы, как показано на рис. 179, а. На отдель­ных карточках пишутся темы, на которые играющие должны подбирать слова. Темы могут быть такие: животные, растения, названия книг, географические названия, предметы домашнего обихода, необходимый в колхозе инвентарь и т. п.



Играют четверо.



Ведущий достает одну из карточек, объявляет тему, и каждый из играющих по очереди запускает свой волчок. Все следят, на какую букву он упадет, и стараются как

можно быстрее подобрать слово, начинающееся на эту букву. Тот, кто назовет слово первым, получает одно очко {или одну картонную марку). Когда все игроки запустят свои волчки по одному-два раза, ведущий меняет карточку, называет новую тему, и игра начинается снова.

Если двое играющих одновременно назовут подходящее слово, то очко засчитывается тому, у кого вторая буква стоит в алфавите раньше. Если никто из играющих не сможет подобрать нужного слова, то волчок запускается вновь.

Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число очков за пра­вильные ответы.

На рис. 179,6 показан другой вариант устройства игры.



На щитке свободно вращается шестигранник с небольшим «окошечком». Под ним наклеен круг, на котором написаны все буквы алфавита (кроме тех, с которых слова редко начинаются). Под шестигранником прикреплена табличка с перечнем тем.

 Играющие выбирают одну из тем и раскручивают шестигранник. Когда он остановится, все смотрят, какая буква оказалась в «окошке», и стараются как можно скорее назвать слово, начи­нающееся с этой буквы и относящееся к выбранной теме.

Слова на одну букву

Для игры нужны несколько кубиков (на один меньше числа играющих). Кубики оклеить белой бумагой и нарисовать на шести сторонах каждого кубика картинки, например такие: мяч, кегля, ракетка, обруч, лыжи, волчок. Кубики положить на столе вверх одной и той же картинкой в один ряд на некотором расстоянии один от другого (чтобы каждый мог их легко достать).

Играющие садятся вокруг стола. Выбирают водящего. Он громко называет различные слова (имена существительные), на­чинающиеся с той же буквы, что и название нарисованного на верхней стороне кубика предмета. Например, если нарисован мяч, водящий может подобрать слова: мо-ре, мо-роз, мя-та, мас-ло, мя-со и т. д. Как только он назовет слово мяч, все стараются схватить со стола по одному кубику. Оставшийся без кубика становится водящим. Кубики кладутся вверх другой картинкой, и водящий подбирает слова на новую букву (рис. 180).



Ералаш

Все строки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение — справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны (первоначально их кладут в том порядке, в каком они пронумерованы), получается бессмыслица. Задача играющего — разложить полоски пра­вильно, чтобы каждая оказалась на своем месте по смыслу нар санного.



После расстановки должно получиться:

Злой кабан точил клыки, Пароход давал гудки, Соловей сидел на ветке, Дикобраз томился в клетке, Кошка хвостик свой ловила, Маша физику учила, Буратино все поел блины, Портной сшил себе штаны, Еж гонялся за мышами, Чиж летал под облаками, Рак усами шевелил, Стол накрыт к обеду был, Чайник булькал на костре, Мальчик прыгал во дворе.

Н. Разговоров.

Приводим другой вариант стихотворного текста для этой игры:

 Огурцы играют в прятки, Малыши растут на грядке, Мушкетеры спят в овраге, Поросята точат шпаги, Раки в цирк бегут ватагой, Дети дремлют под корягой, Волки плавают по дну. Щуки воют на луну. Это что за ералаш! Заточите карандаш! Я приказываю вам Все расставить по местам!


Составь фразу

Для игры нужны полоски бумаги четырех разных цветов, на­клеенные на картон. На полосках надо написать отдельные сло­на, например такие:



Все полоски со словами можно поместить в коробочке. Задача играющих — из слов, написанных на полосках каждого цвета, составить фразы: Какая сила приводит в движение парусные лодки? Какое из наших деревьев сохраняет зелень круглый год? Какое время года наступает после весны? Какое животное — волк, корова или лягушка — питается мясом?

Можно усложнить задачу: на полосках одного цвета написать слова, образующие две разные фразы.

Например, можно для этого предложить такие слова:



Из них составляются такие две фразы: В каком из двенадцати месяцев меньше всего дней? Сколько суток в трех неделях? По этому образцу можно подобрать и другие слова и фразы.

Одно слово из двух

Восемь пластинок, лежащие в рамке слева (рис. 181), окрашены в один цвет, а лежащие справа — в другой. На всех пластинках слова. Надо соединить их попарно так, чтобы каждые две рядом лежащие пластинки образовали одно слово.


Ответ. Сено — вал, куль — тура, пол — оса, бой — кость, кипа — рис, пас — порт, вол — окно, вес — точка.



Шесть поговорок

Для игры нужны девять кубиков.

Все стороны каждого из кубиков окрашиваются в разные цвета.

На кубиках написаны буквы, как показано на рис. 182.

Перемешав кубики и перевер­нув их вверх стороной одного цвета, надо составить из букв русскую поговорку (кубики надо складывать по три в ряд).

Затем кубики переворачивают другой стороной и составляют из букв другую поговорку.

Так можно составить шесть поговорок.

Прочти слова

Устройство игры показано на рис. 184. Полоски с буквами могут передвигаться в вертикальном направлении. Передвигая по­лоски, можно получать различные слова. При данном положении полосок в рамке читается слово орган. Можно найти по крайней мере пять вариантов взаимного расположения полосок, при кото­рых в рамке окажутся новые слова.

Ответ. Опера, краса, конец, порог, адрес.



Пять слов

Игра аналогична предыдущей. На полосках, которые могут пе­редвигаться в горизонтальном направлении, как показано на рис. 185, написаны буквы. Нижняя полоска с буквой «а» закреп­лена на месте и передвигаться не может. Поставьте полоски так, чтобы сверху вниз можно было прочесть слово школа. Какие еще четыре слова, относящиеся к школе, можно составить, передвигая полоски (все слова оканчиваются буквой «а»)?

Ответ. Ручка, доска, книга, парта.

Секретная переписка

Существует много систем тайнописи. К числу сравнительно простых относится так называемый способ «решетки». Однако, как ни прост этот способ, он труден тем, что из многоклеточного квадрата, применяемого для тайнописи, можно составить множе­ство решеток и трудно определить, какая из них взята в данном случае.

Предложите желающим прочесть зашифрованный здесь текст (рис. 188).



Для этого надо решетку с вырезанными в ней отверстиями (они заштрихованы) наложить на текст (так, как это показано на .рисунке) и выписать все буквы, какие появятся в «окошечках». Затем решетку поворачивают на четверть оборота по часовой стрелке и снова выписывают все буквы. После четвертого поворота будет расшифрован весь текст: «Искру туши до пожа­ра, беду отводи до удара»—так гласит народная пословица».



Слова из букв на кубиках

При составлении задач, основанных на подборе букв (или сло­гов), образующих слова, могут быть использованы деревянные кубики со сквозным отверстием в центре, надетые на ось (проволоку, круглую деревянную палочку). На рис. 189 показаны устройства для составления слов из 4, 5 и 6 букв, а также из слогов. На каждой из четырех сторон каждого кубика написано по букве (или слогу). Вращая кубики и подбирая буквы (или слоги), можно составить по 4 разных слова (иногда и больше из тех же букв, но в ином сочетании).

В зависимости от возраста, уровня развития и подготовки детей эти игры могут быть использованы по-разному. Руководитель может называть играющему слова, которые он, вращая кубики и подбирая нужные буквы, должен составлять. Но можно предло­жить играющему из имеющихся букв самому составить столько слов, сколько возможно (эта задача потруднее).

Располагать буквы на сторонах кубиков надо так, чтобы, если на одной стороне кубиков составилось слово, на других сторонах слова получаться не должны (примерное размещение букв при­водится).

Такое же устройство пригодно и для составления коротких фраз. Можно, например, так расположить буквы на четырех кубиках, чтобы составились четыре слова, образующие фразу (например, «Мама дала сыну игру»), или на пяти кубиках («Повар испек детям пирог»). Подобрать слова и составить из них фразу не так уж просто, поэтому малышам нужна подсказка («Составь слово «мама» и узнай, составляя слова, что она дала и кому». На рис. 190 показан усложненный вариант игры. В ней четыре вертикальных ряда вращающихся кубиков с буквами на гранях. Слова читаются и по вертикали (сверху вниз), и по горизонтали (слева направо). Таким образом слов составить можно очень много (примерный подбор слов приводится. Буквы на сторонах кубиков надо разместить так, чтобы, если на одной стороне слово читается, на других его надо подбирать вновь). Задача эта не на один раз, к ней можно возвращаться многократно, используя не все ряды кубиков и в разных вариантах (для младших — с подсказкой слов, для старших — без подсказки).

Используя принцип вращающихся кубиков, задачи подобного рода учитель или воспитатель может придумать и сам.



Подбери слоги

Для игр на составление слов из слогов можно использовать и другие приспособления.

Игра состоит из двух или нескольких пар кружков (рис. 191), на которых по окружности написаны слоги. Задача играющих — вращая кружки, подбирать к каждому слогу на левом кружке слог на правом кружке так, чтобы получилось осмысленное слово. Можно поручить играющим все полученные слова записывать.

На рис. 191,6 — 5 пар кружков, они надеты на стержни, легко снимаются и переставляются для того, чтобы можно было менять задания.



Приводим примерный список слоз для размещения на кружках: 1. Ро-за, ва-за, жа-ба, па-па, ле-то, жа-ра, го-pa, са-жа. 2. Во-да, ру-ка, со-ва, ды-ра, ра-на, ка-ша, ли-цо, са-ло. 3. Шут-ка, пар-та, цап-ля, туф-ля, тра-ва, кук-ла, сли-ва, шко-ла. 4. Са-хар, ма-лыш, ту-ман, за-мок, го-род, фи-лин, на-сос, ка-ток. 5. Ку-сок, ка-нат, во-рон, са-лат, пи-лот, по-вар, ве-тер, то-вар.

Можно использовать и обратную сторону кружков, тогда слов будет вдвое больше.

Приводим другой вариант игры (рис. 192). В ней на каждом большом кружке один маленький. Он тоже может вращаться. Благодаря этому можно составлять слова не из двух слогов, а из четырех. Это труднее, но значительно интереснее. Примерный список слов: за-да-ни-е, ве-ло-си-пед, у-че-ни-ки, ок-тяб-ря-та, ро-ди-те-ли, то-ва-ри-щи, ка-ран-да-ши, иг-ро-те-ка.




Буквенная спираль

Фанерный кружок с буквами, расположенными по спирали, закреплен в центре и может свободно вращаться. На нем (по спи­рали) буквы: молококосанитаркадубраконьершомполовинапасть-матростникельносажалкабаняня. Играющий должен, не меняя положения букв и читая их слева направо, составить как можно больше слов. Побеждает тот, кто сумеет составить больше слов.

Ответ. Мол, молоко, око, оса, сани, санитар, санитарка, арка, дуб, брак, рак, браконьер, кон, ёрш, шомпол, пол, половина, пасть, матрос, трос, рост, никель, нос, сажа, кабан, баня и др.

Наборщик

Полоски с буквами, вырезанными из тонкой фанеры или толстого картона, расположены на пластинке веерообразно (рис. 193). Они закреплены па оси и могут перемещаться по часовой стрел­ке и в обратном направлении. Задача играющих — составить из этих букв как можно больше слов, перемещая полоски (можно использовать и не все буквы). Буквы на полосках могут быть по­мещены на одной и на другой стороне.

Приводим некоторые слова, которые могут быть составлены из этих букв: око, сок, кол, лес, сало, соло, лесок, колесо, сокол, колос, оселок. На обороте можно поместить буквы, образующие слова: осадок, оса, док, коса, садок, сад, сок, око, ода, код. Если прибавить одну-две буквы, слов можно составить больше.



Двенадцать имен

Четыре диска разного диаметра (один меньше другого), вы­резанные из фанеры, сложены башенкой и вращаются на общей

оси (рис. 194). Поворачивая диски, играющий должен найти та­кое их взаимное расположение, при котором можно было бы прочесть по радиусам (от окружности к центру) 12 имен.

Ответ. Саша, Валя, Люда, Вася, Гена, Сеня, Таня, Люся, Лиза, Петя, Ваня, Женя.

Слова на букву «А»

Игра аналогична предыдущей. В ней пять кругов. Они наложены один на другой и могут вращаться на общей оси. Задача играющего состоит в том, чтобы найти такое положение кругов, при котором можно было бы прочесть по радиусам 12 слов, начинающихся и заканчивающихся буквой «а» (рис. 195).

Ответ. Анкета, ангина, азбука, Ангола, Африка, армада, -Алушта, Алупка, аврора, ампула, аптека, аренда.



Что написано?

Устройство игры такое же, как и предыдущей. Вращая диски, надо найти такое их расположение, при котором, читая букву за буквой по радиусам, можно составить фразу, содержащую пожелание школьникам (рис. 196).

Ответ. Старайся дать уму как можно больше пищи.

источник: http://detskij-dvorik.ru/
Категория: Мое Чадо | Добавил: aist007 (14.11.2012)
Просмотров: 4673 | Рейтинг: 4.1/21

[ ]