Важность воображения нельзя переоценить. Воображение позволяет человеку осмысливать ситуацию и решать задачи без проявления определенных практических действий. А строится оно на основе переработки представлений и восприятий, полученных в предшествующем опыте. Фантазия является разновидностью творческого воображения.
Следовательно отсутствие воображения лишает человека самой мудрости, в основе которой лежит способность предугадывать или просчитывать последствия того или иного поступка. Таким образом, развитое воображение является неотъемлемой частью полноценной жизни личности. И от того на сколько оно развито, и на сколько им умеют пользоваться зависит жизненный успех. Не обладай человек воображением, не было бы никаких научных открытий, никакого прогресса, не было бы музыки. Не будь почвы для воображения, – дети не смогли бы играть во многие игры и развиваться.
Но фантазия, как форма психического отражения, должна иметь позитивную направленность развития. Она должна способствовать самосовершенствованию личности, познанию окружающего мира с лучшей стороны. Именно здесь играют важную роль сказки.
Первоначально развитие воображения у детей целенаправленное, так как ему помогают формироваться взрослые. Погружая детей в мир сказок, мы побуждаем тем самым детское воображение создавать образы. А уже на их примерах, дети самостоятельно представляют в своем воображении замыслы или ситуации и план их реализации. Сначала, этот процесс проявляется в коллективных играх и продуктивной деятельности, – там, где деятельность разворачивается на основе реальных ситуаций и объектов. А затем, произвольность воображения начинает проявляться и в индивидуальной личностной деятельности.
Воображение и мышление абсолютно неразрывны. «Эти два процесса развиваются взаимосвязано», – уточнял Л. С. Выгодский. Способность творить закладывается именно в раннем возрасте, когда активизируется функция воображения.
В детском возрасте воображение играет большую роль, чем в жизни взрослого. И без направленного руководства может привести к неблагоприятным проявлениям. Аффективное воображение без достаточного изживания травм способно привести к застойным, патологическим переживаниям и даже к полной аутизации, - замещению реальной жизни воображаемой.
Следовательно, родители и педагоги должны уделять особенное внимание развитию воображения ребенка в дошкольном возрасте. источник: bezdoz.ru
|