Три жизни куклы
Кукла детям
Что такое кукла? И кто на самом деле играет - дети, которые становятся "родителям понарошку", или родители, которые радуются куклам, как дети? Сегодня все больше людей увлекается созданием и коллекционированием кукол. Кто-то становится профессионалом, кто-то остается любителем. Но магия кукол увлекает многих. И вот уже кукла проживает новую и новую жизнь…
Сложно сказать, каким было первое предназначение куклы. Если не останавливаться сейчас на сугубо ритуальной функции кукол (в этом качестве их использовали в Древнем Египте, Греции и Риме), то нужно выделить два аспекта - сакральную и игровую роли, которые на первых порах были почти неотделимы друг от друга. Действительно, дети - это дети в любые времена. Их задача - играть и через игру познавать окружающий мир. А матери - это матери. Им важно вырастить своего ребенка и уберечь его от опасностей. Даже сегодня мы прислушиваемся к приметам, а что говорить о древних! Давая ребенку куклу-бревнышко, глиняную или восковую фигурку, "стригушку" (изготовлялась из стриженой травы) или "вепсскую куклу" (сворачивалась из старой одежды матери), мать давала ему игрушку и оберег одновременно. Не даром при изготовлении вепсской куклы, которая клалась в колыбель ребенка еще до его рождения, не использовали ни ножниц, ни иголки, чтобы жизнь ребенка была "не колотой и не резаной". Что интересно, у древних кукол часто не было лица как такового, потому что по древним поверьям, в куклу с лицом мог вселиться злой дух.
А потом кукол совсем запретили. По средневековым церковным представлениям кукла была идолом, поэтому ее производство было запрещено (хотя сохранились свидетельства об английских деревянных куклах XIV в., созданных на заказ). Да и играть детям было особенно некогда - большинство из них были попросту лишены детства, поскольку уже с 5-6 лет работали наряду со взрослыми. Кустарные куклы появились лишь с XVI в. Но и вплоть до XVIIIв. даже дети из богатых семей играли деревянными и тряпичными болванчиками. Появившиеся в это время куклы из фарфора стоили огромных денег, поскольку фарфор был открыт совсем недавно и ценился очень высоко. В России, к примеру, детям из царской семьи таких кукол давали только по праздникам. Зато царских дочерей, как и девочек из крестьянских семей, с детства учили шить кукол своими руками. Они играли тем, что смастерили сами. Отличие было лишь в том, что великие княжны пришивали к самодельным мягким нарядам купленные за границей фарфоровые головки, а их сверстницы из народа довольствовались целиком тряпичными куклами. Как правило, такие куклы набивались соломой, опилками, листьями, перьями, лоскутками ткани, оставшимися у матери после работы над взрослой одеждой и т.д., а одежда кукол в общих чертах повторяла одежду людей, создавших ее. За исключением ботинок и чулок, которые обычно были нарисованными, юбки, кофты, передники и даже шляпы шились. Черты лица вышивались либо наносились чернилами и раскрашивались природными красителями - чаем, ягодным соком или соком листьев.
Жизнь детей облегчилась, а жизнь взрослых осложнилась, когда в XIXв. один за другим стали открываться заводы по изготовлению кукол. Этому предшествовало изобретение в 1800-х гг. двух новых материалов: композита (смеси деревянной крошки, бумаги, пепла, яичной скорлупы и т.д.) и папье-маше (смеси бумаги, песка, муки и цемента), которые заменили собой дорогостоящее дерево (оно использовалось в производстве "кукол для взрослых") и существенно удешевили производство. В Европе открылись: "Арман Марсель" и "Хойбах" (Германия), "Французское общество производителей игрушек" и "Жюмо" (Франция), "Маротте" (Италия), а в России-Императорский завод Журавлева и Кочеткова. В 1850-х на коммерческую основу было поставлено производство тряпичных кукол, а в 1860-х появились куклы из целлулоида. Первыми изменения ощутили на себе царские дети. В России императрица Александра Федоровна поддерживала игры дочерей с кукольной мебелью из слоновой кости, кукольными платьями по парижской моде, кукольными музыкальными инструментами и т.д. Однако целлулоидные куклы, производство которых было налажено на немецких, французских, американских, японских и др. фабриках, резко сократилось после многочисленных жалоб на легкую воспламеняемость этого материала.Объектом мечтаний девочек к.XIXв. была французская кукла "Bebe Jumeau". Основная ее прелесть была в том, что это была первая кукла-ребенок (раньше куклы изображали взрослых), а значит, девочки могли и играть с ней, как с ребенком. Bebe появилась в 1850-х годах. Ее головка по моде того времени была сделана из бисквита, а в саму куклу по желанию покупателя мастера вставляли специальный механизм, который позволял ей "говорить". Помимо самой куклы выпускались и специальные журналы с выкройками одежды, обуви и даже шляп для Bebe.
В Советские годы для кукол вновь настали "средние века". Куклы были объявлены "буржуазным пережитком". В годы НЭПа их создавали в артелях, позже, в 1930-х кустарное производство прекратилось, а на фабриках стали выпускать только целлулоидных пупсов. В 50-х черные дни настали и для них. Обыкновенные пупсы были изъяты даже из детских садов, поскольку, как считалось, они культивировали в малышках материнские чувства. Вместо пупсов появились куклы "с идейным содержанием"- например, безобразно-толстые попы, которые должны были воспитывать у детей антирелигиозные чувства. Среди других "специализаций" (имен в те годы у кукол не было)- "Спортсменка", "Школьница", "Врач" и т.д. Вот этих то "священников" и "врачей" купали и пеленали девочки 3-7 лет… Для производства кукол использовали каучук, пластмассу и винил, которые были значительно долговечнее композита и папье-маше.
К 1980-м в нашей стране вернулись к забытым "индивидуальным" куклам. Однако, не российским, а западным. В конце советской эпохи это были куклы из винила со стеклянными глазками, которые закатывались при каждом поклоне, и батарейкой, позволявшей кукле "говорить". Тогда "лексический запас" куклы нередко ограничивался одним словом: "мама", а сегодняшние аналоги этой куклы поют песни, предлагают познакомиться и, судя по реакции детей, делают это весьма натурально.
Тогда же, в к.80-х-н.90-х, российские дети познакомились с куклой Барби. На Западе дети узнали о ней раньше. А история этой куклы вовсе не детская и связана с немецкой порно-звездой Лилли, резиновый "клон" которой-та самая кукла, продавался в барах, табачных лавках и магазинах "для взрослых". В 1959г., американская фирма Mattel выпустила ее в продажу. С этого времени началось массовое распространение Барби, ее аналогов и кукольных родственников по всему миру. Хочется верить, что пик ажиотажа уже прошел и у детей появится шанс вернуться в детство, не взрослея раньше времени с куклой, имеющей нереальные с физической точки зрения и сугубо-взрослые пропорции тела и привычки. Впрочем, уже сегодня в магазинах огромный выбор кукол-детей и кукол-взрослых, с европейскими, славянскими или азиатскими лицами, из более или менее качественных материалов. Так что дело, скорее, не в отсутствии ассортимента, а в том, какой выбор сделают родители ребенка, покупая ему куклу. Все зависит от их привычек и степени знания детской психологии.
Кукла взрослым или авторская кукла
Кстати, о родителях. Для большинства из нас куклы остаются приятным воспоминанием о детстве, но у некоторых людей любовь к ним сохраняется на всю жизнь и выливается в творчество. Началась эта история с тех самых кукол, которые наши пра-пра-пра-бабушки создавали как обереги из золы, женских волос, воска, слоновой кости и многого другого. Они оберегали семейный очаг, мужа и детей, женское счастье. Сегодня подобные куклы нередко продаются в качестве сувениров и также призваны внести благополучия в дом человека, которому вы их дарите. Существовали и куклы-манекенщицы. Впервые в таком качестве они использовались при древнеегипетской царице Клеопатре, а в XVIIIв. эту традицию вспомнили и продолжили французы.
Сегодня создание авторских кукол считается искусством и подчиняется массе писаных и неписаных правил. А в XVII-XVIIIвв., когда церковный запрет на создание кукол был окончательно отменен, ими заинтересовались в первую очередь ученые и алхимики. Их привлекала идея создать искусственного человека. Привлекала она и королей, которые покровительствовали созданию кукол с механизмами, позволявшими им двигать руками, шевелить губами и языком подобно живому человеку. Одним из знаменитых создателей механических кукол был француз Жак Вокансон. Его "Игрок на флейте", исполнявший 12 мелодий, "Музыкантша", "Рисовальщик", "Писец" и др. по праву считаются шедеврами своего времени. Не менее важной стороной дела был внешний вид кукол. Искусственный человек должен был походить на настоящего. Для этого подбирались материалы, позволяющие как можно точнее передать сходство. Цвет кожи неплохо имитировал фарфор. Из него отливали головы, руки и ноги, которые пришивали к тряпичному телу. Реже голову и конечности вырезали из дерева, покрывали гипсом и раскрашивали, а сверху наносили лак. Волосы достаточно быстро научились делать из натуральных волос и укладывать в прически (до этого для волос также использовали фарфор). Костюм создавался по последней моде-заказчик получал не только куклу, но и полный гардероб для нее, включая нижнее белье, украшения и аксессуары. Стоимость таких кукол была очень высокой, поэтому они служили дорогим подарком взрослым, а не детской игрушкой.
Как уже говорилось, в XIX в. и в Европе, и в России, один за другим стали открываться заводы по изготовлению кукол. Это не могло не сказаться на создании авторских кукол - на долгие годы о них практически забыли. Фабричным куклам повезло чуть больше. На рубеже веков над их обликом работали Н.К.Рерих, Ф.А.Малявин, И.Я. Билибин, В.Д.Поленов.
В первой половине XXв. исторические события мало способствовали созданию авторских кукол. Идеология СССР, вообще, не признавала понятие "индивидуальность". Поэтому второе рождение авторской куклы пришлось лишь на 1950-е гг., когда свою первую куклу создала немецкий мастер Аннет Химштедт. Это стало началом настоящего кукольного бума и коллекционирования авторских кукол. За прошедшие полвека авторские куклы приобрели огромную популярность во многих странах мира. Правильнее даже сказать власть. Сегодня для создания кукол используют ткани всех видов, кожу, мех, перья, искусственные и натуральные волосы, стекло, пластик, фарфор, стразы и драгоценные камни-всех материалов не перечислить. Достаточно сказать, что над кукольными костюмами подчас работают знаменитые модельеры. Например, кукол Анны Гилленберг одевают В.Зайцев, В. Юдашкин и А.Бартенев. За них платят огромные деньги-счет идет на тысячи долларов. Сегодняшние куклы это не обязательно прекрасные принцессы. В кукольном мире живут знаменитости и исторические личности ("Жозефина"), персонажи сказок, легенд и былин ("Василиса Микулишна", "Боян", "Пьеро"), животные ("Заяц", "Ночные гости", "Крыска Гуня"), герои известных картин и масса иных персонажей. Каждая кукла найдет своего любителя и коллекционера.
Коллекции и коллекционеры
Открытая Аннет Химштедт страница в коллекционировании была, конечно, не первой. До 50-х годов знатоки и любители собирали старинные куклы, часто не зная имени их создателя. Первые коллекции относятся к рубежу XIX-XXвв. Именно тогда начала создавать свою коллекцию Дина Верни-модель А.Матиса, А.Майоля и П.Боннара. Тогда же возникли и первые российские собрания. Одно из них, принадлежавшее Н.Бартраму и его супруге Е.Лосевой, стало основой для создания Музея Игрушки в Москве на Пречистинке в 1918г. Позднее эта коллекция пополнялась за счет игрушек, изъятых у "врагов народа" и долгое время оставалась единственной в СССР. Сегодня в России множество таких коллекций. Среди самых известных-галереи "Роза Азора" Е.Языковой и Л.Шакс (специализируется на раритетах н.XX в.); "Кукольный дом" О.Арцимович (антикварные и театральные куклы); и "Вахтановъ" (специализируется на современных художественных куклах). Есть знаменитые коллекционеры среди политиков и шоуменов. Причина создавать коллекцию кукол у каждого из них своя, а вот знание критериев ценности куклы необходимы каждому. К сожалению, серьезных трудов по истории антикварной куклы в нашей стране нет, поэтому при создании коллекции приходится обращаться к каталогам и учитывать ряд аспектов. Вот некоторые из них.
Подлинность куклы (за рядом исключений) может подтвердить наличие маркировки на затылке, спине или пятке куклы. Эта маркировка должна содержать информацию об имени, авторстве, годе создания, серийности и номере куклы в серии. Современные авторы обычно снабжают куклу и специальным сертификатом с той же информацией ("Фея").
Особо стоит остановиться на серийности куклы, поскольку этот аспект существенно влияет и на ее коллекционную ценность, и, соответственно, на цену. Существует два основных вида авторских кукол. Первые создаются в единственном экземпляре и известны под названием one-of-a-kind- единственная в своем роде ("Гном автоинспектор", "Настасья"). Сегодня в мире около 200 художников, создающих эти куклы. Их имена хорошо известны (Merylin Stivers, Tatyana Baeva, Lisa Lichtenfels и др.), а цены на подобные изделия колеблются в пределах от 1000 до 55000$. Другой вид кукол, т.н. limited edition, создаются ограниченным тиражом от 10 до 50 экземпляров или меньше, а исходная модель после создания серии торжественно разбивается в присутствии свидетелей. Стоимость таких кукол составляет 1500-20000$. Наконец, существуют и авторские куклы, выпускаемые большими тиражами (500-5000экземпляров). Зачастую занимаются этим крупные фирмы-производители, которые покупают дизайн у авторов и тиражируют кукол в разнообразных материалах. Само собой, цена этих кукол на порядок ниже двух предыдущих. Как правило, она составляет примерно 100$, а в редчайших случаях достигает 2000-2500$.
Не менее важен и материал, из которого сделана кукла. One-of-a-kind чаще всего создаются из особых "кукольных" пластиков: цернита ("Марина"), фимо ("Пери Флинт"), глорпласта, эфапласта ("Клоун Бенито"), реже-папье-маше ("Болельщик") и текстиля ("Влюблен"). Limited edition, как правило, изготовляют из фарфора, а многотиражные куклы -из фарфора, винила и биггидура (особо-прочного пластика, на вид почти не отличимого от фарфора). Тут нужно учитывать, что традиционный фарфор, который использовали для создания головок, ручек и ножек кукол еще в XVIIIв. не позволяет передавать все нюансы, задуманные автором. Напротив, "кукольные" пластики позволяют придать кукле любую, даже самую сложную позу и вылепить детали лица. В результате современные пластиковые куклы с легкостью передают даже портретное сходство с человеком, не говоря о создании "обычных" кукол. Впрочем, обычных кукол в авторском исполнении, пожалуй, не бывает. Каждая из них индивидуальна, в каждую мастер вложил частичку своей души. Ведь чтобы создавать кукол, нужно быть немножко ребенком, а дети всегда искренни. Подарите себе радость, окунитесь в мир детства, и, может быть, в нашей взрослой жизни станет немножко больше тепла.
Татьяна Николаева
ozon.ru
|